Ценность «Науки побеждать» для современного советского читателя не только историческая. Конечно, наша современность не схожа с эпохой Суворова. Сложность современного боя, совершенно иная техника, участие в бою большого числа машин всех видов совершенно по‑иному ставят вопросы тактики, организации и управления боем.
Претерпел изменения и моральный фактор боя. Воина Советской Армии нельзя равнять с солдатом самодержавно‑крепостнической России. Воспитательная система Советской Армии базируется на совершенно других идеологических основах. Тем не менее «Наука побеждать» имеет и сейчас большое воспитательное значение. Суворовские «глазомер, быстрота и натиск» найдут свое применение и в пехоте, вооруженной не мушкетом, а автоматическим оружием, и в танковых войсках, и даже в тактике воздушного боя.
Еще более ценно методологическое значение «Науки побеждать». Она вскрывает зависимость тактических форм от боевых свойств оружия и устанавливает связь между требованиями тактики и методикой боевой подготовки. Характерные черты суворовской системы военного обучения и воспитания – простота, ясность, целеустремленность и в то же время научная обоснованность – не потеряли своей ценности и для нашего офицера.
Ниже представленный комментарий необходимо внимательно прочитать, что бы, не возникло проблем с пониманием сверхлаконичного текста книги А. В. Суворова.
КОММЕНТАРИИ
1. Ученье начиналось с обязательной строевой тренировки в поворотах и ружейных приемах. Времени на это уделялось немного.
2. Занятия стрельбой начинались со стрельбы на месте частями батальона: плутонгами, полудивизионами, дивизионами. Залповая стрельба плутонгами велась в порядке очередности Плутонгов внутри дивизиона, но через один, то есть: 1‑й, 3‑й, 2‑й, 4‑й. Этим достигался непрерывный залповый огонь перед фронтом.