Где должен пребывать ум
Известны следующие принципы:
- Если направить внимание на движения противника, ум будет скован движениями противника.
- Если направить внимание на стойку противника, ум будет скован положением тела противника.
- Если направить внимание на меч противника, ум будет скован этим мечом.
- Если направить внимание на мысли о том, как предотвратить атаку противника, ум будет скован этими мыслями.
- Если направить внимание на намерение сразить противника мечом, ум будет скован этим намерением.
Это означает, что не существует такого места, куда можно было бы направить внимание так, чтобы ум при этом не был скован.
Некто сказал: "Как бы я ни направлял свой ум, внимание оказывается прикованным к тому месту, где находится ум, и я упускаю из виду своего противника. Поэтому я фиксирую ум в точке тандэн и не даю ему блуждать. Это позволяет мне быстро реагировать на непредсказуемые действия противника".
Это разумно. Но с буддийской точки зрения фиксировать ум ниже пупка и не давать ему блуждать - это низший, а не высший уровень понимания. Это уровень начинающих. Можно сказать также, что это уровень серьезности.
Отсюда возникает следующий вопрос: "Если, поместив ум, ниже пупка, я, лишаюсь свободы, и оказываюсь не в состоянии действовать, этот совет полностью бесполезен. Куда же, в таком случае, я должен направлять внимание?"
Я отвечу: "Если вы направите его в правую руку, ваш ум будет скован правой рукой, и действия тела будут ограниченными. Если вы направите его в глаза, ваш ум будет скован тем, что вы видите, и действия тела будут ограниченными. Если вы направите его в правую ногу, ваш ум будет скован правой ногой, и действия тела будут ограниченными".