— Когоро, расскажи мне, почему ты стал разбойником, если ты родился в такой знаменитой семье?
— Мне стыдно отвечать на твой вопрос. По правде говоря, после смерти отца я обучал искусству поединка на копьях господина Отомо из провинции Бунго (ныне провинция Ойта). Я получал от него хорошее жалование и был вполне доволен своей жизнью. Но затем, господин Отомо связался с шайкой негодяев, и начал сторониться своих преданных слуг. Он целыми днями гулял, предаваясь разврату, и я был обеспокоен судьбой клана. Я начал высказываться об этом вслух, за что, в конце концов, мне запретили видеться с господином Отомо. Я не мог оставаться в этом доме и два года назад покинул Кюсю. По случаю мне предложили возглавить разбойников, и с тех пор я веду эту постыдную жизнь.
— Предки предупреждали: лучше умереть от жажды, чем украсть воды из чужого родника, — сказал Осе. — Поскольку ты родился в прославленной семье, ты совершил нечто большее, чем простое преступление, когда стал разбойником. Ты должен вернуться на истинный путь и в ратных подвигах восстановить честь своей семьи.
— Спасибо вам за ваше наставление, но я слишком далеко отклонился от истинного пути. Как я теперь буду смотреть в лицо людям? Лучше покончить с собой, чем жить в позоре! — Тут он выхватил короткий меч и собирался совершить харакири.
— Подожди! — велел Осе.
— Нет, Осе, я хочу умереть, как самурай, — сказал Когоро, исполненный решимости.
Осе увидел, что Когоро раскаивается и, если не покончит с собой, станет безупречным самураем. Поэтому Осе предстояло отговорить его от самоубийства. Задача была не из легких.
— Не торопись, неверный сын! — произнес Осе громовым голосом и, увидев, что Когоро немного расслабился, продолжил: — Нет ничего удивительного в том, что ты хочешь покончить с собой после того, что ты совершил. Но ты знаешь одно, и не знаешь другого. Даже разбойник, чтобы стать предводителем, должен иметь пять добродетелей. Прежде чем совершить нападение, ты думаешь о тактике; это мудрость. Несмотря на опасность, ты врываешься в дом и похищаешь казну; это смелость. Ты заботишься о своих людях; это следование долгу. Твои люди подчиняются тебе как предводителю; это уважение. Ты делишься награбленным с бедными; это щедрость. Без этих добродетелей невозможно стать даже разбойником. Таким образом, ты уважаемый человек, наделенный пятью добродетелями. Связавшись с разбойниками, ты совершил ошибку и отошел от истинного пути. Раскайся в своих недобрых делах и верни себе былую честь, Когоро.
— Достаточно, Осе! Я понял, — сказал Когоро. — То, что было, больше не повторится.