«Жесткая» школа основное внимание уделяет скорости, координации движений физической мощи, представители ее любят демонстрировать свою мощь, ломая кирпичи и камни голыми руками, они в состоянии в считанные секунды разделаться с несколькими противниками. Эта «жесткая» школа уделяет основное внимание внешней стороне кунг-фу, если так можно выразиться, которую характеризует непреклонность в достижении цели и агрессивность.
«Мягкая» школа, напротив, верит больше в мягкость, пластичность, гибкость, в союз разума и тела; твердость они тренируют в гармонии с дыханием, а дыхание в свою очередь развивает тело. Эта школа концентрирует свое внимание на внутренней стороне кунг-фу, проповедуя мягкость и непротивление. Однако, в конечном счете, обе эти школы в определенных ситуациях проявляют и твердость и мягкость, а также и агрессивность и сопротивление. От этих двух основных школ ответвляются сотни других кланов, каждый из которых отрабатывает свой метод. Здесь я назову некоторые из этих кланов: «Игл Кло» — «Коготь орла» — клан, известный своей исключительной мощной работой рук. «Матис» — «Богомол» - клан, делающий основное внимание развитию мощи предплечий, а также ударам ногами. «Тай кик» — движения все пластичны и мягки «Чой Лай Фую» — уповает на мощь и на бой в основном на длинной дистанции. «Буат Ква» — мягкость и работа ногами «Уайт Крэйн» — «Белый журавль» — удары руками по глазам и т.д.».
Знания по философии Брюс черпал из книг таких авторов, как: Будда, Конфуций, Лао-Цзы — основоположников Таоизма, а также других восточных мыслителей и духовных лидеров. Основная часть его работы является дистилляцией мудрости этих учителей. Главным принципом является принцип Ин-Янь, который графически изображается в виде символа, представляющего двух рыб. (Этот символ Брюс использовал как эмблему своих клубов и на своих визитных карточках).
В своей следующей работе, озаглавленной им «Тао Кунг-фу», Брюс писал: «Для китайцев кунг-фу является тонким искусством выражения деятельности мозга посредством технических приемов рукопашного боя. Принцип кунг-фу не является тем предметом, который можно изучить как область науки, анализируя результаты проведенных экспериментов. Этот принцип становится вдруг понятным и очевидным и происходит это спонтанно, словно возникновение цветка, но осознать это может лишь мозг, не отягощенный эмоциями и желаниями. Отправной точкой этого принципа кунг-фу является «Тао» — спонтанность всего происходящего во вселенной.