Обдумывая, кого можно поставить рядом с Лукуллом, мыостановились на Кимоне. Оба они были воинственны, оба показали свою доблесть вборьбе с варварами, но на гражданском поприще проявили миролюбие и больше всегостремились доставить своему отечеству отдых от междоусобных смут, в то времякак за его пределами воздвигли трофеи и одержали славные победы. Ни один грек до Кимона, ни один римлянин до Лукулла не заходил такдалеко с оружием в руках, если не считать походов Геракла и Диониса[5],да еще подвигов Персея в землях эфиопов, мидян и армян или деяний Ясона, еслисвидетельства об этих подвигах и деяниях спустя столько времени еще можносчитать надежными. Общая черта для обоих, пожалуй, и то, что ихдеятельность как полководцев осталась незавершенной: оба сумели разгромитьпротивника, но ни одному не удалось уничтожить его окончательно. Но наибольшеесходство между ними состоит в той широте натуры, в той расточительности, скакой они задавали пиры и помогали друзьям, да в юношеской несдержанностиобраза жизни. Другие черты сходства, которые нетрудно будет уловить из самого рассказа,нам представляется разумным оставить без упоминания.
4. Кимон, сын Мильтиада, родился от матери‑фракиянки,Гегесипилы, дочери царя Олора, как это видно из посвященных ему стихов Архелаяи Меланфия. Вот почему историк Фукидид, который приходился Кимонуродственником, был также сыном Олора, носившего это имя в честь своего предка,и владел золотыми рудниками во Фракии. Скончался же Фукидид, как сообщают, вСкаптесиле (место это находится во Фракии), где он был убит. Останки былиперевезены в Аттику, и гробницуего показывают в Кимоновой усыпальнице, рядом с могилой сестры КимонаЭльпиники. Но Фукидид происходил из дема Галимунта, а Мильтиад и его род – издема Лакиады.
Как известно, Мильтиад, присужденныйк штрафу[6] в пятьдесят талантов и посаженный впредь довыплаты этой суммы в тюрьму, умер в заключении. Кимон,оставшись после отца вместе с молодой, еще незамужней сестрой совершеннымюнцом, первые годы пользовался в городе дурной славой, прослыл беспутнымкутилой, похожим по нраву на деда своего Кимона, который, говорят, запростодушие был прозван Коалемом[7].Стесимброт с Фасоса, родившийся приблизительно в одно время с Кимоном,свидетельствует, что тот не выучился ни искусствам, ни чему‑либо изобщеобразовательных наук, бывших в ходу среди греков, и вовсе не обладалдаром изощренного аттического красноречия, но в характере егобыло много благородного и искреннего и по своему душевному складу муж этот былскорее пелопоннесец.
И груб, и прост, но в подвигахвелик[8],